Статьи

1 июня - день создания Северного флота

1 июня - день создания Северного флота

Уважаемые читатели!

1 июня в нашей стране отмечается День создания Северного флота. Дата связана с директивой начальника штаба РККА № 1/31460сс от 5 июля 1933 года. В ней говорится о формировании с 1 июня 1933 года Северной Военной флотилии.

Но история военных кораблей, действий России по укреплению обороны северных рубежей уходит далеко в прошлое.

Вытеснить наших предков с побережья Белого и Баренцева морей пытались в своё время норвежцы, шведы, датчане, финны. Борьба с иноземными завоевателями продолжалась несколько веков и закончилась победой России.

Ещё при царствовании Петра I, центром военного судостроения и военно-морской базой являлся Архангельск. Был известен и находился под постоянным вниманием Кольский полуостров и незамерзающий Кольский залив.

Во время русско-шведской войны 1741-1743 годов была проведена первая зимовка 10 кораблей, сформированной перед этим Северной эскадры из построенных в Архангельске боевых кораблей. В 1742 году совершено первое крейсерство от Норвежского до Карского морей, дабы предупредить «заход шведского флота в русские гавани произвол каперов на побережье Мурмана».

Развитие военно-морских сил на Севере сменялось периодами отсутствия военных моряков на северных рубежах.

Западноевропейские государства постоянно мечтали о богатствах земли Русской, её северных рубежах и неоднократно посягали на них.

Для защиты северных берегов, начиная с 1893 года, каждый год к берегам Мурмана направлялся крейсер. 1893 г. – был послан «Наездник», 1894 г. - «Вестник», 1895 г. - «Джигит», 1896 г. - «Самоед», 1897 г. – транспортное судно под военным флагом «Бакан».

29 июля 1899 года в Екатерининской гавани был открыт торжественно город Александровск. (с 1939 года - г. Полярный).

В условиях первой мировой войны правительство России вынуждено было заняться сооружением порта в Кольском заливе и железной дороги от Петрозаводска до Мурманска, которая началась строиться в 1915 году одновременно со стороны Кольского залива и Петрозаводска. За полтора года дорога была проложена. 4 октября 1916 года был заложен город Романов–на-Мурмане (с апреля 1917 года - г. Мурманск).

В 1916 году был сформирован отряд кораблей для обороны Кольского залива. В марте того же года правительство приобрело у Японии бывшие русские эскадренные миноносцы, в том числе и «Варяг».

19 июля 1916 года была создана флотилия Северного Ледовитого океана. Её формирование затянулось до осени 1917 г. Местом базирования флотилии были назначены город-порт Романов–на-Мурмане и Архангельск. Флотилия включала 89 боевых кораблей и вспомогательных судов. 17 ноября 1916 года в Романов–на-Мурмане прибыл крейсер «Варяг». Он стал флагманским кораблём отряда кораблей обороны Кольского залива. В феврале 1917 года «Варяг» убыл в Англию для ремонта.

За 1917-1920 годы революции, Гражданской войны и иностранной военной интервенции состав флотилии был утрачен. Большинство кораблей было угнано в Англию. 31 декабря 1922 года Морские силы Северного моря были упразднены. В результате – ближние соседи и дальние (США, Англия, Германия, Норвегия) стали хозяйничать в Баренцевом и Белом морях.Так, Норвегия ввела 200 мильную зону для своего рыболовства вокруг Шпицбергена, постепенно расширив её до Белого моря включительно.

Без военных кораблей, уже Советский Союз, не мог противостоять грабежу своих богатств, не мог защитить свои Северные рубежи.

15 апреля 1933 года началось формирование корабельного состава для Севера. 21 июля 1933 г. в Архангельск прибыл колёсный пароход «Товарищ Анохин», на борту которого находился Генеральный секретарь ЦК ВКП б) И.В Сталин, нарком по военным и морским делам К.Е. Ворошилов, партийный руководитель Ленинградской области С.М. Киров и нарком Внутренних дел Г.Г. Ягода. На поезде они отправились в Мурманск для осмотра побережья. Ранее побережье Кольского залива было осмотрено группой командиров Управления Военно-Морских сил Рабоче–Крестьянской Красной Армии с целью выбора мест строительства баз и оборонительных сооружений.

5 августа 1933 года эскадренные миноносцы «Урицкий», «Рыков», сторожевые корабли «Ураган» и «Смерч», подводные лодки «Д-1» «Декабрист» и «Д-2»«Народоволец» прибыли на рейд Мурманского порта. 9 августа командующий и военный комиссар Северной военной флотилии Закупнев З.А. объявил в приказе о вступлении в должность и составе флотилии. Началась новая страница истории Северного флота Советского Союза и России.

Статья написана на основе материалов из книги «КОРАБЛИ-ГЕРОИ ГОРОД-ГЕРОЙ 100 лет на страже Севера» под общей редакцией вице-адмирала Максимчука Алексея Романовича.

Билл.

Тэги: Северный флот Мурманск Архангельск

Станьте первым!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!