Справка

Суверенитет

Суверенитет

Суверенитет (от фр. souverain — верховный, высший) — независимость государства во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних делах, выражающиеся в отсутствии непосредственного системного влияния со стороны иностранных государств на принятие решений органами государственной власти. Уважение суверенитета государства — основной принцип современного международного права и международных отношений, закреплённый в Уставе ООН.

В соответствии с большинством конституций мира[1]–[5], в том числе Конституцией Российской Федерации[6], единственным источником власти в стране является её народ, поэтому суверенитет государства означает тот или иной механизм народного самоуправления, при котором народ или полномочные представители народа осуществляют полную функцию управления государством.

Суверенитет — возможность народа страны организовывать жизнь в соответствии с представлениями о наилучшем устройстве общества (государственной идеологией) без непосредственного вмешательства в этот процесс со стороны других государств.

Помимо признания международным сообществом территории страны можно выделить следующие области суверенитета[7]:

– политический — самостоятельное принятии решений по всем внутренним и внешним политическим вопросам;

– военный — возможность защитить своё государство от внешнего военного нападения;

– культурный — сохранение самоидентификации народа, поддержание и дальнейшее развитие культуры путём образования;

– экономический[7].

Отсутствие же суверенитета страны означает, что некоторая часть функций управления осуществляется в интересах иных государств в рамках внешнего управления.

Для России реальный государственный суверенитет — абсолютно необходимое условие существования[9][10].

Работа Временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации

В феврале 2018 года в ежегодном докладе Временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации описаны десять основных направлений вмешательства извне во внутренние дела РФ[8]:

1) создание и/или поддержка некоммерческих организаций (НКО), иных подобных структур, прямо или косвенно участвующих в политической деятельности в интересах зарубежных государств и оказывающих воздействие на институты гражданского общества в целом;

2) работа с образовательными учреждениями, школьниками, студентами, финансирование образовательных программ с целью дальнейшего контроля этой сферы, её трансформация в направлениях, которые выгодны политическим конкурентам России;

3) использование СМИ и социальных сетей для дискредитации страны, институтов власти, политических лидеров и в целом для формирования определённых стереотипов общественного мнения;

4) дискредитация Русской Православной Церкви и разжигание межрелигиозной розни;

5) стимулирование протестной повестки и вовлечение в протестные акции молодежи;

6) вмешательство в российские выборы на федеральном и региональном уровнях;

7) разжигание межэтнических противоречий, конфликтов, инспирирование протестных акций на национальной почве;

8) все виды антироссийских санкций как инструмента давления на политические власти и общество;

9) очернение на мировой арене российской политической и социально- экономической жизни с последующим использованием этой информации внутри России;

10) целенаправленная и грубая политизация спорта высоких достижений в антироссийских целях.

Комиссия сделала вывод о том, что «официальный Вашингтон выделяет по умолчанию следующие уровни правосубъектности: наивысший для себя самих (Америке можно все); пониженный уровень для младших партнеров (им можно не все, и лишь при соответствии этого национальным интересам США); соперники и изгои вообще не рассматриваются как субъекты, имеющие право на внешнюю и внутреннюю политику. В этой логике они должны быть либо "перевоспитаны", либо сдержаны в установленных США рамках, либо ликвидированы путем военной интервенции или государственного переворота»[8].

Согласно выводам комиссии[11], «вмешательство во внутренние дела суверенных государств является частью национальной стратегии США, реализуемой с конца 20-го века, и мало зависит от личности действующего президента, персонального состава американского Конгресса, а также международной обстановки в тот или иной момент времени».

Вопросы обеспечения технологического суверенитета

По мнению Комиссии[11], западные страны пытаются при помощи санкций, использования специальных служб и политического лоббирования заблокировать доступ России к перспективным технологиям. И «пока Россия не будет в состоянии должным образом на основе отечественных технологий контролировать систему собственной критической инфраструктуры, мы не можем быть уверенными в должном обеспечении собственного государственного суверенитета».

Обеспечение национального суверенитета в сфере культуры

Временная комиссия Совета Федерации по защите государственного суверенитета в своём ежегодном докладе[11] отметила, что в России, в отличии от США и Франции, Великобритании, Индии, Китая и Японии, в прокате до сих пор порядка 2/3 киноработ – импортные, большинство из них производятся в США, власти которых уже объявили Россию противником.

При этом «ещё шесть десятилетий назад Комитет начальников штабов Пентагона разрабатывал проведение своей пропагандистской линии средствами кино. Среди недавних свидетельств - выступление кинорежиссера А. С. Кончаловского на Президентском совете по культуре в декабре 2018 г. Там Андрей Сергеевич, не понаслышке знающий порядки в американской индустрии кино, констатировал: "…та цензура, которую я испытывал в Америке, несравнима с советской. Несравнима. Меня просили вырезать одно, другое, третье... Если бы я снимал фильм о войне, то Пентагон контролировал бы каждую сцену. Когда они (то есть Пентагон) говорят "нет", все кончается"».

Комиссия обращает внимание, что «на заре 21 века Конгресс США учредил Комитет по культурной дипломатии, в числе задач которого: "…её использование как эффективного инструмента внешней политики, позволяющей продвигать национальные интересы Соединенных Штатов Америки в мире"»[11].

Экспертами Комиссии отмечалось также, что «сфера культуры не имеет четких государственных границ, но важно, поддерживая международный диалог культур, отличать искусство от замаскированной под него деструктивной деятельности, направленной против нашего суверенитета в духовной сфере»[11].

Как отмечают эксперты Комиссии, «в нынешней России различные учебные заведения закладывают студентам подчас противоположные культурно-идеологические матрицы. Более того, на заседаниях Комиссии и ее рабочих групп многократно приводились данные о том, что в целом ряде случаев к процессу формирования подобных матриц допускались зарубежные граждане или их фактические представители, в конечном счете, аффилированные либо со структурами откровенно антироссийского толка, либо с правительственными учреждениями стран, откровенно провозгласивших Россию своим противником и ставящих себе целью смену режима в Российской Федерации»[11].

Источники

[1] Конституция Испанского королевства от 27 декабря 1978 года. Ст. 1, ч. 2 // Конституции государств (стран) мира. Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. — URL: http://worldconstitutions.ru/?p=149 (дата обращения: 03.04.2018).

[2] Конституция Греции (вступила в силу 11 июня 1975 года). Ст. 1, ч. 3 // Конституции государств (стран) мира. Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. — URL: http://worldconstitutions.ru/?p=153 (дата обращения: 03.04.2018).

[3] Конституционные акты Франции. Полный текст конституции 1958 года с изменениями, внесёнными 23 июля 2008 года. Ст. 2 // Конституции государств (стран) мира. Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. — URL: http://worldconstitutions.ru/?p=138 (дата обращения: 03.04.2018).

[4] Конституция Китайской Народной Республики (принята на 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей пятого созыва 4 декабря 1982 г., поправки в ее текст вносились тем же органом на ежегодных сессиях в 1988, 1993 и 1999 гг.) Ст. 2 // Конституции государств (стран) мира. Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. — URL: http://worldconstitutions.ru/?p=31 (дата обращения: 03.04.2018).

[5] Конституция Японии. Промульгирована 3 ноября 1946 г. Вступила в силу 3 мая 1947 г. Ст. 1 // Конституции государств (стран) мира. Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. — URL: http://worldconstitutions.ru/?p=37 (дата обращения: 03.04.2018).

[6] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.) Ст. 3, ч. 1 (в ред. от 30.12.2014 г.) // Сайт Конституции Российской Федерации. — URL: http://constitution.garant.ru (дата обращения: 03.04.2018).

[7] Е. А. Бондарева. Глобализация и суверенитет государства в экономической сфере // Общество и право. — 2016. — № 1 (55). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/globalizatsiya-i-suverenitet-gosudarstva-v-ekonomicheskoy-sfere (дата обращения: 03.04.2018).

[8] Ежегодный доклад Временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации (февраль 2018 г.) // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. — 2018. — URL: http://www.council.gov.ru/media/files/G6hNGZ3VbQNiMdZki1BKbrsrvuRxPwim.pdf (дата обращения: 13.06.2018).

[9] В. В. Путин: «Если для ряда европейских стран национальная гордость – давно забытое понятие, а суверенитет – слишком большая роскошь, то для России реальный государственный суверенитет – абсолютно необходимое условие её существования». Послание Президента Федеральному Собранию // Сайт Президента России. — 2014. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47173 - sel=25:1:2Wi,25:26:jXl (дата обращения: 23.06.2018).

[10] В. В. Путин: «Россия не может быть государством, если она не будет суверенной. Некоторые страны могут, Россия – нет». Послание Президента Федеральному Собранию // Сайт Президента России. — 2019. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/59863#sel=107:35:Cfe,107:49:fCe (дата обращения: 14.08.2019).

[11] Ежегодный доклад Временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации (май 2019 г.) // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. — 2019. — URL: http://council.gov.ru/media/files/LIkgU7Df0m31nfswAg80N5d4TKFhy8UG.pdf (дата обращения: 06.09.2019).

Тэги: Суверенитет

Станьте первым!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!